23 октября 2010 г.

Безопасность ребенка на улице

"Рано или поздно в жизни каждого ребенка случается ситуация, когда он может оказаться на улице один и без присмотра. Кто-то отпускает самостоятельно гулять свое чадо уже в пять лет, а кто-то водит ребенка в школу в соседнем дворе за руку до конца начальной школы. Так или иначе, но неприятности на улице или чрезвычайные ситуации могут произойти как с «уличным», так и с «домашним» ребенком.

В этих двух крайностях есть свои недостатки и достоинства – дети, рано освоившие улицу и самостоятельные прогулки, обычно более доверчивы, общительны, я бы сказала безалаберны, в отношении того, что происходит вокруг. Дети же, которые всю жизнь гуляли под присмотром бабушек и мам, более осторожны, недоверчивы и послушны. Однако, и тех и других легко обмануть или обидеть физически.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, чтобы обезопасить ребенка от возможных неожиданностей, с ним предстоит серьезный разговор. Даже если вы планируете встречать ребенка из школы каждый день, вы все равно должны предвидеть, что в жизни порой случаются совершенно незапланированные вещи, и на этот случай у ребенка должна быть четкая инструкция.

Ребенок должен идти домой по строго оговоренному маршруту
Куда бы вы ни водили ребенка – в школу, секцию, кружок, всегда придерживайтесь одного и того же маршрута в каждое место. Это должен быть не самый короткий путь, а самый безопасный! По самым освещенным местам, там, где наименьшее количество движущегося транспорта и там, где на пути не попадаются потенциально негативные зоны, например, вокзал, автостанция, пивнушка и т.п. По этому маршруту вы должны пройти с ребенком неоднократно и запомнить все приметные места. Отступать от маршрута нельзя ни под каким предлогом, ребенок должен усвоить, что нельзя свернуть поиграть с другом или подружкой детства (садика) в соседнем дворе, ни поболтать с бывшей соседкой, переехавшей в новый квартал, ни поддаваться искушению порезвится на детской площадке, недалеко от его пути и т.д. Т.е. вы даете четкую инструкцию – "в случае, если придется идти домой одному, ты пойдешь только этой дорогой!"

Безопасность общения
Сколько раз мы могли наблюдать, как к одиноко идущим детям обращались прохожие или попутчики в транспорте, чаще сердобольные бабули, и все то им надо знать! «Ты, мальчик, один?», «Девочка, а где у тебя родители?, «Это куда это ты одна?» и т.п. и ведь разговорчивых бабуль не остановить. А разговорчивые детки все готовы выложить в ответ: и что мама задержалась на работе, а папа в командировке, и что обещали купить собаку… «а код от подъезда я знаю»… и «ключ на шее ношу» и т.д. Все это истории из жизни. И со мной произошло в детстве нечто подобное. Я беззаботно болтала с соседкой на лавочке у подъезда, а в трех метрах от нас курил мужчина, которого я даже не заметила! Не помню, что именно я наболтала соседке, но не успела снять пальто, как мужчина зашел в нашу квартиру – просто дернул ручку двери, которую я не успела запереть. Представительный такой дядечка в шляпе и длинном плаще, он спросил, кто из взрослых дома, а сам осматривал прихожую и заглядывал в комнаты. Мне было девять лет и я первый раз осознала, что такое ужас, потому что подсознательно поняла: «этот дядя никакой не знакомый мамы». С криком на весь подъезд «Папа!!!!» я вывалилась на лестничную площадку. Мужчина тут же ретировался.
Итак, ребенок должен запомнить, что в разговоре со взрослыми, знакомые они или нет, даже если он их узнал, нужно быть очень сдержанным, никаких подробностей не сообщать! Чужому человеку можно ответить односложно: «Мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми людьми». Все, точка! На любые дальнейшие высказывания, он должен ответить: «Я вас не знаю». Если с расспросами пристает человек довольно знакомый, но не близкий, не вхожий в ваш дом, рекомендуйте ребенку так же отвечать очень сухо «Здравствуйте, я очень спешу», на расспросы простой ответ: «Я не могу вам сказать».
Категорически запретите ребенку отвечать пьяным и цыганам. А так же быть очень осторожным с незнакомыми детьми. Не пугайте ребенка, не вынуждайте его быть замкнутым и пугливым, ваша цель – объяснить что такое осторожность.

Безопасность ребенка в общественном транспорте
Если путь лежит не близкий, подготовьте ребенка правильно путешествовать в автобусе, трамвае, троллейбусе. В первую очередь, о безопасности того или иного транспорта – это как само собой разумеющееся. Т.е. нельзя пытаться влезть в переполненный автобус, нельзя прислонятся к дверям, заходить нужно только в передние двери и садится на место ближе к водителю, обходить автобус сзади и т.д. Во-вторых, продумайте, что делать ребенку, если он проехал свою остановку, сел не на тот маршрут и т.д., - к кому обратится, или как вернуться назад. Я советовала своим детям обратится в первую очередь к водителю или кондуктору, а в метро – к милиции. Объяснить какая остановка или станция нужна и попросить направить в нужном направлении. Кстати, еще я всегда советовала в случае необходимости обращаться на улице не к одиноким тетенькам, бабушкам или мужчинам, а к мамам! К женщине с ребенком или коляской. Они легче отзываются на просьбы о помощи и более надежны, если это слово здесь уместно.

Открытая угроза
Открытая опасность тоже нередкое явление по дороге домой. Предметом посягательства может быть и мобильник, деньги, дорогая куртка, плеер и т.д. Отступая, сразу скажу, что если не можете обеспечить ребенку безопасность и по дороге, и в школе, не давайте ему дорогих вещей, пока он мал. Понятие о взрослости своего ребенка у родителей разное, но балуя дорогой вещью, а ему непременно захочется ей похвастать перед друзьями, вы увеличиваете риск быть обманутым, обиженным и обворованным.
С точки зрения собственной безопасности, объясните ребенку, что если с него требуют телефон, деньги или другие вещи – отдать без боя (одноклассники не считаются), и немедленно уходить от хулиганов. В случае необходимости кричать во все горло, кричать не стесняясь никого!

Безопасность ребенка на улице
Свой собственный двор часто становится для ребенка слишком привычным, и обманчиво безопасным. Но и здесь его могут подстерегать неприятности. Частый совет родителей: не ездить в лифте с незнакомыми людьми. Но, это не спасает, не исключено, что уже на следующем этаже к нему в лифт подсядут. Поэтому, запретите пользоваться лифтом вообще – пусть поднимается пешком. А в случае опасности на лестнице все та же инструкция – как можно громче кричать и стучать во все ближайшие двери".

Наталья Остина, педагог-психолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий